Многие, наверное, часто сталкивались с такими высказываниями: "Терпи, ты же мальчик, это всего лишь гвоздь", "Без анестезии не можешь, как же ты рожать будешь?", "Вот потерпи до лета, тогда...", "Я всю ночь не спала, делала отчет" и прочая, прочая, прочая.

Видится мне, тут кроется опасный демон, которого вот эта дама метко окрестила "терпячкой".

В чем суть терпячки и почему этой теме место именно тут?
Терпячка устанавливает отношение зависимости: "ты хороший пока терпишь", распространяя его на те жизненные ситуации, когда это выгодно говорящему. Иными словами, установление некоего стандарта, нравственного идеала.

Как, в связи с нравственным идеалом русского князя отмечает Т.Б. Коваль : "Кенотический дух идеала русского православного князя был связан с идеей о том, что каждый истинный христианин приходит в мир на страдание и все, кто безвинно и добровольно страдают, страдают во имя Христа. На всем протяжении русской истории мы видим, сколь глубоко укоренилась в народе идея об освящающем, очищающем страдании. Многие святые были признаны святыми в основном из-за чувства жалости и сострадания, которые они вызывали. Величайшие среди древнерусских святых,- и прежде всего страстотерпцы ("причастники страстей Христовых") князья Борис и Глеб,- принадлежат к особому, национальному, русскому "кенотическому " типу святых. Как отмечает Г.Федотов "впечатление, которое произвела на русское общество смерть князей Бориса и Глеба, было столь сильно, что любое политическое убийство князя стало восприниматься летописцами как предложение себя в жертву во искупление своих грехов (хотя, судя по обстоятельствам, о добровольной смерти во многих случаях говорить не приходится). Многие русские святые канонизированы лишь по причине очевидной их насильственной смерти (например, Андрей Боголюбский и тем более царевич Димитрий). Здесь, по-видимому, подразумевается искупительное и очистительное достоинство страдания и смерти"(39). Для нас важно отметить, что эта установка очень прочно сохранилась в политическом подсознании русских людей. Если внимательнее присмотреться к современной политической истории, может оказаться, что только благодаря этой установке "пострадавшие" так или иначе политики обретают особую поддержку и популярность. Это относится и к Павлу I, после насильственной смерти которого народ начал чтить гробницу покойного как раку святого, хотя и не очень любил этого царя при жизни, и к некоторым современным политикам, как упавшим с моста, так и претерпевшим тюремное заключение. Что касается покойных правителей, то им прощаются практически все их грехи как претерпевшим смерть и смертные муки. Они уважаются и ценятся гораздо более, чем при жизни".

Соглашаясь с автором, отмечу, что, на мой взгляд, эта сторона кенотического идеала в гипертрофированном виде терпячки распространилась и прочно засела в общественном сознании ex-USSR и современной России. В качестве примера хочется вспомнить историю из моего студенчества.

Решали мы как-то задачку оптимальной организации простейшего алгоритма: подготовиться к чаепитию. Было там такое действие: "достать печенье из пачки - положить на тарелку". В поисках оптимизации решения возник вопрос: "А что, если не искать тарелку под печенье, а просто вскрыть пачку и положить на стол?", на что преподаватель воскликнула: "Вот, только в группах с нашим менталитетом возникает такой вопрос!" и пояснила, что у иностранцев даже в голову такое не может придти: пожертвовать комфортом и эстетикой ради оптимизации какого-либо процесса, даже если этот процесс - обычное чаепитие.

Может быть, отсюда наша готовность терпеть лишения ради ——— ? Давайте обсудим?

P.S. Из предмета исследования предлагаю все же исключить пассажи "дотерпи пять минут, сейчас приедем" или "пожалуйста, продержись до приезда скорой", так как в данном случае отсутствует элемент подмены шкал комфорта, иными словами, нас тут не заставляет терпеть другой человек.